PDA

Просмотр полной версии : Восстановление аккумуляторных батарей.


Stalin
09.07.2008, 20:21
Если Ваша Li-ion батарея камеры стала мало держать заряд и слишком быстро заряжаться, не торопитесь ее выбрасывать, а скорее беритесь за нож и паяльник...

Такие батареи как BP-511, BP-511А, NB-2L и т.п., имеющие два аккумулятора в своем составе можно неплохо восстановить.

Причина снижения ресурса батарей с такими симтомами связана с постепенно накапливающейся разницей уровня заряженности каждого аккумулятора батареи.
Постепенно один из аккумуляторов оказывается перезаряженным и под нагрузкой второй быстро растрачивает свой заряд...
Батареи не имеют промежуточного отвода для того, чтобы "умное" зарядное устройство могло зарядить их по отдельности, а дополнительные выводы (В и D) служат только для контроля уровня общего напряжения. Поэтому без вскрытия ничего не сделать...

Защелки крышки корпуса находятся вдоль длинной стороны. Вскрываем.
Две аккумуляторные банки припаяны к плате, на которой находятся два чипа, один служит дифференциальным переключателем для второго чипа - силового ключа врезанного в минус батареи.

Но вмешательства в схему и отключение платы не требуется, и отпаивать ее от аккумуляторов не нужно, разве что подпаять для удобства проводки...
Померьте напряжение непосредственно на каждом аккумуляторе под нагрузкой (10 Ом 2Вт) и без.
Аккумулятор выдающий большее напряжение нужно разрядить тем же сопротивлением, до тех пор когда уровни напряжения обоих аккумуляторов сравняются. Может потребоваться до 3-х часов в зависимости от степени перекоса...
Старайтесь не допускать разряда аккумуляторов ниже 3 Вольт тем более если второй не имел напряжения ниже...

Не собирая батарею поставьте ее на зарядку.
Теперь она должна заряжаться как положено долго изза того, что разряженная батарея начнет заряд вместе с выравненной...

В идеале для батареи 7.4 В каждый заряженный аккумулятор должен выдавать напряжение около 4.0...4.1 В, а под нагрузкой в 10 Ом просадка напряжения должна составить не более 0.05В...

Если перекос остался повторите процедуру и наслаждайтесь результатом. :)

sasasa
09.07.2008, 21:51
Если честно, с трудом верю в эту байку.ну или совсем не верю, за исключением случая если автор скажет что лично убедился в этом и приложит фото, в котором будет ясно видно что средний отвод отсутствует

Stalin
09.07.2008, 22:02
Лично восстановил так хорошо поюзаный AcmePower BP-511, фото сделаю если попросите.
Всегда есть выбор - либо потратить немножко своего времени либо покупать новый за 800р...

sasasa
09.07.2008, 22:58
Стоп! Минуточку, вы перечислили марки родных аккумов, так?а оказалось что отремонтировали: AcmePower BP-511.который на самом деле ничего общего( кроме наклейки) с оригинальным не имеет!поэтому я и продолжаю сомневаться в возможности ремонта оригинальных аккумов от Кэнона(да и других тоже). там я уверен все сделано как положено, иначе их по судам затаскают( взрывы, возгорания батарей). сам видел как горят китайские батареи для сотовых. чуть квартира не сгорела!по многим причинам предпочитаю брать ТОЛЬКО оригинальные батареи.а аналоги со стороны в разы хуже и на Ебее продаются на развес за три доллара мешок.а почему они хуже вы уже сами ответили, уверен в родных батареях разбаланс невозможен впринципе.и уж если совсем душняки( негде купить родной) я бы лучше в родной корпус( с родным же контроллером заряда) впихнул новые банки от подобного инвалида с рождения.первое: проработает дольше наверняка,второе: в разы уменьшается вероятность жить на улице, как как именно в тот момент когда этому гребаному аккуму вздумалось пыхнуть, хозяин был на работе.так что извиняйте, фото не требуется
ЗЫ: если сравнить стоимость родного аккума и срок его службы с неродным но дешевым, оригинал выиграет в разы! так как за долгие годы его верной службы, вы не раз будете брать дешевые аккумы тратясь на них, да еще и подведет левый в самый ответственный момент.ЗЫЗЫ: прошу мой пост не считать травлей нонеймовых производителей(среди них бывают порядочные, но к сожалению крайне редко!)
ну и в довесок 2 ссылки:первая о том чего на самом деле стоит левый аккум(а не за сколько его пихают наши коммерсанты) http://cgi.ebay.com/BP-511-BP-511A-1600mAh-Li-Ion-Battery-for-Canon-NEW_W0QQitemZ200236161149QQihZ010QQcategoryZ48516Q QssPageNameZWDVWQQrdZ1QQcmdZViewItemи (http://cgi.ebay.com/BP-511-BP-511A-1600mAh-Li-Ion-Battery-for-Canon-NEW_W0QQitemZ200236161149QQihZ010QQcategoryZ48516Q QssPageNameZWDVWQQrdZ1QQcmdZViewItemи) вторая о том сколько стоит настоящий аккум в магазине с безупречной репутацией и демократичными ценамиhttp://www.bhphotovideo.com/c/product/327022-REG/Canon_9200A001_BP_511A_Lithium_Ion_Battery_7_4v.ht ml

Stalin
09.07.2008, 23:18
Стоп! Минуточку, вы перечислили марки родных аккумов, так?а оказалось что отремонтировали: AcmePower BP-511.который на самом деле ничего общего( кроме наклейки) с оригинальным не имеет!поэтому я и продолжаю сомневаться в возможности ремонта оригинальных аккумов от Кэнона(да и других тоже).
Не спешите с категоричными заявлениями, совершенно напрасно думаете, что фирменные устроены подругому.
Тот кому это будет интересно, сможет в этом убедиться сам, разобрав родную батарею...
Уверен в родных батареях разбаланс невозможен впринципе.
Я могу только привести схему снятую с этого прибора. Я думаю она не отличается от той что используется в батареях кэнона...
А АсmePower нельзя назвать подделкой, они служат людям подолгу, не хуже фирменных.
Подделка это когда для утяжеления вместо банки суют куски металла как было описано в одной из нашумевших тем про появившуюся подделку...

я бы лучше в родной корпус( с родным же контроллером заряда) впихнул новые банки от подобного инвалида с рождения.первое: проработает дольше наверняка,второе: в разы уменьшается вероятность жить на улице, как как именно в тот момент когда этому гребаному аккуму вздумалось пыхнуть, хозяин был на работе.так что извиняйте, фото не требуется
Ваше право.
Всеже я фото выложу, потому что уже сделал, выводы делайте сами...

sasasa
09.07.2008, 23:32
Я думаю она не отличается от той что используется в батареях кэнона
Поймите: вы заблуждаетесь, я уверен что в родном аккуме сделано иначе. если вы немного почитаете об условиях эксплуатации литий ионных батарей вы поймете что без раздельной зарядки каждого элемента безопасная эксплуатация невозможна. достаточно сказать что точность измерения ЭДС на клеммах каждого элемента отслеживается с точностью до единиц милливольт( 0,001v) эта точность недоступна измерительным приборам бытового уровня
на вашем фото я отлично наблюдаю тот самый средний отвод который просто обязан там быть(между 2мя банками, поверх бумажной прокладки)
когда я утверждал что родные устроены иначе, я имел ввиду не внешний вид внутренностей а полноценность встроенного контроллера ( ту самую плату что вы выложили на фото) я бы проигнорировал ваш пост если бы вы его выложили на форуме для электронщиков(там народ понимает что делает и как надо делать) сдесь же форум фотографов, а это ребята в большинстве далекие от электроники по просту не знающие чем им эта самодеятельность может грозить.поэтому я и считаю ваш пост откровенно вредным

Stalin
09.07.2008, 23:58
Хорошо, я не буду настаивать на том, что и как сделано, в родном аккумуляторе...
если вы немного почитаете об условиях эксплуатации литий ионных батарей вы поймете, что без раздельной зарядки каждого элемента безопасная эксплуатация невозможна.Возможно, хотелось бы верить что у кэнана они отдельно заряжаются, затравили вы меня на то чтобы разобраться в этом :), но свой фирменный жалко разкрывать, работает пока...
Вот схема того, что я разбирал, на абсолютную точность не претендую, но отводы эти все промерил и проследил насколько терпения хватило...
достаточно сказать что точность измерения ЭДС на клеммах каждого элемента отслеживается с точностью до единиц милливольт( 0,001v) эта точность недоступна измерительным приборам бытового уровня
на вашем фото я отлично наблюдаю тот самый средний отвод который просто обязан там быть(между 2мя банками, поверх бумажной прокладки)
Насчет точности измерения у меня нет сомнений и в этом случае, но средний отводок у AcmePower не идет на выходные клеммы батареи смотрите схему, думаю при таком уже достаточно серьезном подходе сделать как положено этой фирме не составило бы труда, разве только если предположить что в фирменном могут использоваться два независимых ключа как по минусу так и по плюсу, с привязкой схемы к средней точке (но эт только догадки)...

Stalin
10.07.2008, 00:05
Я бы проигнорировал ваш пост если бы вы его выложили на форуме для электронщиков(там народ понимает что делает и как надо делать) сдесь же форум фотографов, а это ребята в большинстве далекие от электроники по просту не знающие чем им эта самодеятельность может грозить.поэтому я и считаю ваш пост откровенно вредным
Понимаю, это правильно. :)
Если не знаешь, что делаешь лучше не лезть, а купить новый.
Дороже, зато душа будет на месте! ;)

sasasa
10.07.2008, 19:20
но средний отводок у AcmePower не идет на выходные клеммы
А он туда и не должен идти.
все дело в том что схема контроллера заряда более чем на порядок сложнее чем нарисовали вы, достаточно сказать что плата контроллера имеет 3 слоя(может и 4), кроме того там есть резисторы с сопротивлением десятые и сотые доли ома, а есть наоборот перемычки внешне выглядящие как резисторы, так что нарисовать схему задачка еще та! нужно ясно представлять как это работает( и то шанс ошибиться очень высок)
в кратце выглядит прим. так: оставим пока всю внешнюю обвеску, вы видите там 2 чипа, один из них вероятно электронный ключ( многопозиционный), вот именно он то и регулирует режим заряда обеих банок( потому то и не идет сред. вывод наружу). делает он это по командам микроконтроллера( второй чип). это настоящий электронный мозг( со своей прошивкой, как в фотике) жить он начинает еще до оживления самой батареи, и умирает задолго после смерти батареи.
на протяжении всей своей жизни он очень чутко следит за самочувствием своих подопечных( элементов питания). все параметры он знает с точностью до нескольких знаков после запятой. а знает он примерно следующее: напряжение каждого элемента, величину и направление тока, температуру, сколько всего милиампер емкости в батарее, и сколько конкретно израсходовано, и сколько еще осталось. кроме того он знает величину внутреннего сопротивления элементов, а так же кол-во. циклов заряд-разряд с момента рождения. все эти величины он меряет сам и исходя из результатов принимает решение о режиме эксплуатации, если скажем величина внутреннего сопротивления элемента превысила допустимые пределы, то он просто дает команду на разрыв цепи питания, и вы увидите ноль вольт на выходе несмотря на то что оба элемента полностью заряжены! а те дополнительные выводы кроме + и -, это сигнальные. по этим выводам контроллер заряда общается а внешним миром( фотиком и зарядником) обмен идет двухсторонний в цифровом формате, вероятно по квадратной шине(квадратная не по форме, а по названию протокола:). разработана лет около 30 назад фирмой филлипс, и оказалась настолько удачной что сменилось несколько поколений электронных компонентов а шина живет и здравствует, и видать на пенсию не собирается:) ). все эти сложности связаны только с одним: желанием обезопасить пользование высокоэнергоемкой батареей ( за все в жизни приходится платить).
а вы говорите: зачем платить больше!:)

Michael_home
10.07.2008, 19:46
Stalin, Вы правы, но восстановление таким образом надолго не хватит...
Если бы иметь "кучку" дохлых и отбирать именно равнозначные пары...:(
Более того, для меня, лично, - проблема в сварке к элементам...

sasasa, даже у очень приличных изготовителей (мировых лидеров, а Канон в части аккумуляторов никогда к таковым и не относился;)) ставятся именно парные аккумуляторы...

Вот почитайте здесь - http://avalon.co.ua/batteries/viewtopic.php?t=1467
И речь идет не о простой ключевой схеме как в фотиках и мобилах - речь идет о схеме с контроллером и памятью...

Stalin
10.07.2008, 19:50
А он туда и не должен идти.
...
а вы говорите: зачем платить больше!:)
:) У Вас отлично работает голова, замечательно пишете...
Осталось подкрепить все это фактами.
Однако пока мы это обсуждаем аккумулятор служит и служит и не собирается садиться, а до этой процедуры его хватало на пару десятков кадров...

Stalin
10.07.2008, 19:55
Stalin, Вы правы, но восстановление таким образом надолго не хватит...
Если бы иметь "кучку" дохлых и отбирать именно равнозначные пары...:(
Более того, для меня, лично, - проблема в сварке к элементам...
Согласен, о кучке дохлых аккумов моментально приходит в голову мысль.
Если б она была, но если подсядут обе батареи, не составит труда выявить из них более "сильную парочку" аккумуляторов, чтобы еще какое-то время попользоваться...

Не понял, что за проблема сварки к элементам?

Michael_home
10.07.2008, 20:09
Не понял, что за проблема сварки к элементам?
:) Как только берешь и меняешь пару, то режешь соединяющие пластины... Пайка - плохой заменитель... (хотя для мобильного или фотика - на восстановление 50% изначальной емкости может и пойдет ;)). Но значительно дешевле просто поставить туда новые, отобранные из коробки... а тут-то про сварку и призадумаетесь...
P.S. Все есть на форуме, на который дал ссылку;)

Stalin
10.07.2008, 20:59
:) Как только берешь и меняешь пару, то режешь соединяющие пластины... Пайка - плохой заменитель...
...
P.S. Все есть на форуме, на который дал ссылку;)
Ага, понятно!
Спасибо за ссылку, просвятился также про батареи для ноутов - умные однако. :)

По идее задача контроллера в батарее должна быть простой, но можно и пофантазировать в плане возрастания наукоемкости:
1) простое переключение направление тока цепи при заряде\разряде;
2) стабилизировать напряжение при потреблении, управляя током;
3) выдавать определенную импульсную форму тока при заряде, регулируя скважность импульсов, практически беря на себя функцию зарядного устройства...

sasasa
10.07.2008, 21:34
Можете конечно считать как хотите, ваше право! скажу только что я нигде ниразу не говорил о кэноне как о производителе самих литиевых элементов, он их приобретает на стороне, так же я нигде не утверждал что элементы ставятся подряд из коробки, их обезательно группируют по целому ряду параметров. но это никак не исключает всего того что я говорил, дело в том что скажем металлгидрид имеет функцию самовыравнивания, за счет того что полностью заряженный аккум. начинает интенсивно греться, в то время как его пара добирает заряд.
литиевые элементы этого не умеют, более того как перезаряд так и переразряд вызывают фатальные изменения свойств аккума. поэтому там все так сложно.
ну и под занавес скажу: что в фотике что в нотере контроллер питания( в функциональном смысле) совершенно одинаков. в нотере просто больше групп( что усложняет конструкцию) и + там выше мощности что так же ужесточает функции контроля. в остальном они ИДЕНТИЧНЫ! кстати вопрос: как вы думаете станет ли производитель упрощать схему питания фотега который не дешевле, а часто и значительно дороже нотера?
в общем каждый выбирает для себя: женщину, религию, дорогу:).
тут уже был разговор что фото хобби не для бедных, так зачем экономить на спичках? особливо что экономии не только нет, но и повышается риск потери как минимум тушки, как максимум жилья.
далее расшаркиваюсь, считаю для себя тему закрытой. баста!:)

Michael_home
10.07.2008, 21:57
...в общем каждый выбирает для себя: женщину, религию, дорогу:)...
Абсолютно!

Вы только зря все в одну кучу - I2C не во всех ноутбучных батареях имеется (а если имеется - так и программки соответствующие имеются также ;)), а в мобильных - так я еще не одного аккумулятора для мобильного с I2C не видел (правда и параллельно объединенных аккумуляторов тоже)...:eek:
А вот в моем чистом американце, привезенном "оттуда" (к вопросу о "дешевле-дороже") - Gateway - однозначно, в цепочке именно пары литиевых (сваренных напрямую парами)...

P.S. "Фирменный" аккумулятор фотика, давно подохший, я еще не вскрывал - если будет время - посмотрю, есть ли там I2C - ради интереса, так как купил уже давненько новый AcmePower и ничего не взрывается и не ломается... (?) ;)

sasasa
10.07.2008, 22:16
по моему было ясно что квадратную шину я привел только как пример двунаправленного обмена информацией между устройством и батареей. тут ясен пень возможны варианты. и разговор изначально был о целесообразности ремонта таких батарей индивидами не знающими что это за зверь:). весь мой опус преследовал всего одну цель: разъяснить что не все там так просто.
Повторюсь: я сам видел сгоревший журнальный столик и штору, сгорели они от пыхнувшей сотки (хорошо хозяева дома были), батарея была как раз левая. еще аргументы нужны?

ЗЫ: вы верно не знаете, пайка как раз НАДЕЖНЕЕ сварки, именно по этому сварка почти не применяется в авиации и космонавтике. правильно паяное соединение бывает до 20ти раз прочнее.
а аккумы варят не из-за этого, а что бы не нагревать их, ибо даже кратковременный нагрев для них губителен!

Michael_home
10.07.2008, 23:15
...ЗЫ: вы верно не знаете, пайка как раз НАДЕЖНЕЕ сварки, именно по этому сварка почти не применяется в авиации и космонавтике. правильно паяное соединение бывает до 20ти раз прочнее.
а аккумы варят не из-за этого, а что бы не нагревать их, ибо даже кратковременный нагрев для них губителен!
Зы... Про теорию надежности - можно, конечно, и выяснить... Только давайте начнем с Гост 27.002, далее с сравнений существующих технологий, а потом уже перейдем к цифрам "до 20ти раз"... :D
Насчет отраслей авиации и космонавтики - не знаю, как именно литиевые аккумуляторы там применяются... как я краем уха слышал, там вроде даже провода серебряные, не говоря про аккумуляторы, а серебро вроде здорово паяется...
А насчет причин "варения" Вы лучше туда, на форум, там проф. ремонтники бизнес делают - Ваши предложения там будут на ура...
да!батареи варит только специальной лентой.либо чистый никель.либо стальная никелированная полоса.как правило ширина есть различная но толщина лучше 0.3-0.5мм.кстати совсем не дешевая.и проблема бывает в ее покупке. http://avalon.co.ua/batteries/viewtopic.php?t=1036

sasasa
10.07.2008, 23:26
Внимательно прочел указанную вами ссылку, ненашел ниединого слова о причинах именно сварки а не пайки. я же в прошлом топике вам ясно ее назвал

Michael_home
10.07.2008, 23:35
Внимательно прочел указанную вами ссылку, ненашел ниединого слова о причинах именно сварки а не пайки. я же в прошлом топике вам ясно ее назвал
Ну как же, да. Сварка же - не пайка - холодная...
И что-то мне показалось, что толщина стенки гильзы, стала несколько меньше.
Два аккума пропалил...
http://avalon.co.ua/batteries/viewtopic.php?t=1060

sasasa
10.07.2008, 23:46
точечная сварка процесс очень короткий по времени(единицы миллисекунд), и потому не разогреваюший корпус.
а за ссылку спасибо! там полностью подтверждают мою правоту по всем основным определениям касательно выбраковки, качества левых, и сложностей грамотного ремонта :)
ЗЫ: я тут на днях планирую выложить переделку сигмы 500 на внешнее питание( ну типа батареек не надо, скорость заряда раз в 10 выше и т.д.) так что возьмете реванш:)

Michael_home
11.07.2008, 11:56
точечная сварка процесс очень короткий по времени(единицы миллисекунд), и потому не разогреваюший корпус.
а за ссылку спасибо! там полностью подтверждают мою правоту по всем основным определениям касательно выбраковки, качества левых, и сложностей грамотного ремонта :)
ЗЫ: я тут на днях планирую выложить переделку сигмы 500 на внешнее питание( ну типа батареек не надо, скорость заряда раз в 10 выше и т.д.) так что возьмете реванш:)
:confused: Я же не в спортивные игры играю...

Термопары или контроллеры аккумуляторов отключают их в штатном режиме на уровне 80-90 градусов. Сплав Розе имеет температуру - 97,3 градуса... но есть еще и сплав д'Арсе - 79,0 градуса и сплав Вуда - 60,5 градуса... :eek:
Поэтому Ваш тезис про нагрев - не может быть основным, а тем более единственным в причине именно сварки аккумуляторов...
P.S. Достаточно вспомнить ПБУ - контур электрозаземления обязан быть выполнен именно сваркой (шина к электродам), а заземление - к этому контуру в доме - болтовым соединением - и ни слова про пайку, хоть и в температуре нет никаких ограничений!;)

sasasa
11.07.2008, 13:27
А зачем вы валите все яйца в одну корзину? ну в упор не помню чтоб мы о стройке говорили. просто нет аргументов?
помнится мне, разговор шел о причинах сварки именно литиевых элементов (хотя это применимо к любым герметичным аккумам)


Поэтому Ваш тезис про нагрев - не может быть основным, а тем более единственным в причине именно сварки аккумуляторов

Повторяю: проблема нагрева это основная причина именно сварки, а не пайки ламелей. если не согласны, доказательства в студию, плиз :),
ну или хотябы примеры

Michael_home
11.07.2008, 13:48
А зачем вы валите все яйца в одну корзину? просто нет аргументов?
помнится мне, разговор шел о причинах сварки именно литиевых элементов (хотя это применимо к любым герметичным аккумам)


Повторяю: проблема нагрева это основная причина именно сварки, а не пайки ламелей. если не согласны, доказательства в студию, плиз :),
ну или хотябы примеры
А мне помнятся Ваши слова:
ЗЫ: вы верно не знаете, пайка как раз НАДЕЖНЕЕ сварки, именно по этому сварка почти не применяется в авиации и космонавтике. правильно паяное соединение бывает до 20ти раз прочнее.
а аккумы варят не из-за этого, а что бы не нагревать их, ибо даже кратковременный нагрев для них губителен!
Может, в студию - температуру "кратковременного губительного нагрева"? Температуры плавления низкотемпературных припоев я уже привел...

P.S.Может как раз применяется сварка, поскольку одним из основных достоинств сварного соединения - является его НАДЕЖНОСТЬ именно при повышении температуры?

sasasa
11.07.2008, 15:53
Вы привыкли на форуме лучше всех все знать, а когда крыть нечем, просто передергиваете факты!:) про аккумы я твердо стоял на том что никакие другие причины не имеют особого значения, единственное почему их варят, это борьба с нагревом
читайте :http://www.powerinfo.ru/battery.php

Сборка аккумуляторных батарей
Во многих случаях применяются батареи из аккумуляторов промышленной серии (с более плоским контактом на крышке), которые соединены между собой с помощью никелевой или никелированной стальной ленты. Соединение выполняется с помощью точечной сварки. Припаивать проводники к выводам аккумуляторов во избежание локального разогрева и повреждения аккумулятора категорически запрещено.

все сказанное в статье в еще большей степени применимо к литий-ионным элементам (требования жестче в разы!) а простое последовательное соединение недопустимо вовсе ( имеется ввиду режим заряда)

вообще рекомендую внимательно прочитать весь сайт, узнаете много интересного из жизни химических источников тока, информация правда немного устарела но как теоретическая база вполне сойдет ( сможете блеснуть при случае):)

ЗЫ: для Stalin (http://www.viewfinder.ru/forum/member.php?u=25778). вам тоже советую прочесть! будете точно знать кто из нас фантазёр (особливо раздел про литий-ион и раздел литература)

Stalin
11.07.2008, 17:38
ЗЫ: для Stalin (http://www.viewfinder.ru/forum/member.php?u=25778). вам тоже советую прочесть! будете точно знать кто из нас фантазёр (особливо раздел про литий-ион и раздел литература)
Хорошая познавательная ссылка, спасибо.
Ничего противоречивого я там не нашел, признаюсь особо и не стал копать и разбираться в химических процессах этих батарей. Она работает, и мне собственно пофик, что у кого там может взорваться...
Да и не интересно мне знать кто из нас больший фантазер. ;)

Stalin
11.07.2008, 18:43
...
ЗЫ: я тут на днях планирую выложить переделку сигмы 500 на внешнее питание( ну типа батареек не надо, скорость заряда раз в 10 выше и т.д.) ...
Вот, это будет интересно кстати! Всеже 10 раз это очень даже прилично и тоже с ходу-то смотрится на грани вероятного...
Может быть так же выложу конструкцию самодельной макровспышки на белых фотодиодах, если удастся присоединиться к синхроконтакту и разьему спуска на тросике...
Кстати если ничерта не получится тоже можно написать...
Но, опять же...
тут уже был разговор что фото хобби не для бедных, так зачем экономить на спичках?
Так вот и вывод: зачем переплачивать, когда за почти 0 вложений можно сделать самому да еще и так как тебе нужно не городя велосипед и не забивая голову тем, что фирма делает непременно лучше...

sasasa
11.07.2008, 22:00
замерял вчера время заряда между тестовыми пыхами, 104мс.
при включении серией со скоростью 3к/сек. пыхает без тормозов, 20 кадров щелкнул на исо 200 с пыхом в потолок. больше побоялся просто.
но наверное это будет отдельная тема

alekzander
09.08.2008, 12:25
я тут на днях планирую выложить переделку сигмы 500 на внешнее питание( ну типа батареек не надо, скорость заряда раз в 10 выше и т.д.)

с нетерпением ждем! очень интересно

Stalin
28.08.2008, 00:44
восстановление таким образом надолго не хватит...Мда, вы были правы. Аккумулятор уже описанным способом заряжаться не хочет. Хватило циклов на пять...
На дохлом элементе быстро растет напряжение изза чего не получается зарядить второй, а этот заряд уже не держит совсем...
А его больший принудительный разряд приводит к еще меньшей его емкости.
Без зарядного устройства, которое бы могло заряжать их по отдельности ничего уже не получается...

Michael_home
28.08.2008, 09:10
Stalin, в свое время я и банки менял в щелочных и кислотных, и зарядки делал для ртутных и, конечно, "по-полной" "оторвался" на мобильных и иже им подобным..., но давно пришел к классической фразе Смоктуновского, произнесенной устами Юрия Деточкина - "Да, со старым аккумулятором - это не жизнь".:)

...И обдумываю неспешно основную мою проблему - сварку в домашних условиях - только лишь по следующим причинам:
1. Мой ноутбук здесь не продавался, достать новый блок целиком - проблема...
2. Новый блок обойдется мне сейчас приблизительно столько, сколько я сейчас получу за весь ноутбук, если буду его продавать...
3. Платить за переделку своего старого блока - как то не очень, когда знаешь, что сам сделаешь тщательней, да и стоимость таких работ очень близка к стоимости доставания нового блока...

P.S. То есть все сводится к другой известной фразе - "Если ты такой умный, то почему такой бедный?" ...

sasasa
28.08.2008, 10:45
Эхх! а такие дебаты были! :D

Новый блок обойдется мне сейчас приблизительно столько

А если с Ебея или Амазона?

Michael_home
28.08.2008, 16:33
Эхх! а такие дебаты были! :D
Это Вы ко мне?:confused:

А если с Ебея или Амазона?
Хотите помочь "бедным, но гордым"? Извольте:
стоимость блока
http://cgi.ebay.com/New-Genuine-Gateway-Solo-2150-Series-Battery-Refill_W0QQitemZ320224659612QQcmdZViewItem?_trksid =p3286.m20.l1116
http://cgi.ebay.com/Genuine-Gateway-Solo-2150-Series-6500599-Battery-Refill_W0QQitemZ320224659795QQcmdZViewItem?_trksid =p3286.m20.l1116
http://cgi.ebay.com/New-Gateway-Solo-2150-series-laptop-battery_W0QQitemZ310008842077QQcmdZViewItem?_trksi d=p3286.m20.l1116
Выставленный там же ноутбук целиком в приблизительно соответствующей моей кон***урации :
http://cgi.ebay.com/Gateway-Solo-2150-Laptop-Plll-600MHz-6Gb-128Mb-24x-NIC_W0QQitemZ320291615272QQcmdZViewItem?hash=item3 20291615272&_trkparms=72%3A1017|39%3A1|66%3A3|65%3A12|240%3A13 18&_trksid=p3286.c0.m14 (http://cgi.ebay.com/Gateway-Solo-2150-Laptop-Plll-600MHz-6Gb-128Mb-24x-NIC_W0QQitemZ320291615272QQcmdZViewItem?hash=item3 20291615272&_trkparms=72%3A1017%7C39%3A1%7C66%3A3%7C65%3A12%7C 240%3A1318&_trksid=p3286.c0.m14)

Можете так же спросить здесь, сколько такой новый ноутбук сейчас стоит http://www.nbook.ru/nb/gateway_s_2150cl.shtml :D

P.S. На мой взгляд, с Вашей стороны было бы корректнее привести здесь зависимости температуры нагрева по толщине свариваемых поверхностей при точечной сварке...

sasasa
28.08.2008, 17:17
Увы такими цифрами не располагаю, да и врядли реально кто их озвучит. а вот если нужны рекомендации по технологии сварки, подсказать могу

Michael_home
28.08.2008, 17:34
Увы такими цифрами не располагаю, да и врядли реально кто их озвучит. а вот если нужны рекомендации по технологии сварки, подсказать могу
Так давно где-то валяется, еще с угольными электродами из круглых батареек... (по поводу цифр)
А технологичнее, получается, таки "болтовое" соединение, благо места внутри блока достаточно, только вот элементы-то ведь не обязательно нужно круглые устанавливать...
P.S. Пока блок еще держит чуть больше часа активного пользования - еще есть время подумать.

sasasa
28.08.2008, 18:52
Так давно где-то валяется, еще с угольными электродами из круглых батареек

угольный электрод самый тупиковый вариант. ИМХО
если используете бу элементы то проще при разборке не обрывать токоотводы а откусить острыми кусачками как на рисунке:
http://photofile.ru/photo/ksansan/3614078/large/79845334.jpg

После чего залудить оставшийся хвостик паяльником с коротким и мощным жалом:
http://photofile.ru/photo/ksansan/3614078/large/79845355.jpg
в качестве флюса можно использовать ортофосфорную кислоту на кончике зубочистки, либо трубочный припой с флюсом внутри.
время необходимое на лужение менее 1сек, тоесть нагреться ничего не успевает, ну и в конце собственно пайка, либо медного проводника, либо тонкой медной полоски:
http://photofile.ru/photo/ksansan/3614078/large/79845360.jpg
время пайки 1-1,5сек, как хорошо видно на фото никаких следов перегрева нигде не заметно (после пайки ничего даже не протирал, все как есть), даже пластиковая оболочка МЕДНОГО проводника не успела оплавиться.
за счет того что сама никелевая полоска контактирует с выводом аккума лишь в 4 маленьких точках, +малое время пайки, вывод не успевает нагреться до сколь нибудь заметной величины.
если решитесь на сварку новых опишу и установку и технологию, просто достаточно сложно все это описать, еще сложнее добиться хороших результатов(придется долго тренироваться на кошках, тоесть на дохлых аккумах)

Michael_home
29.08.2008, 09:03
угольный электрод самый тупиковый вариант. ИМХО
если используете бу элементы то проще при разборке не обрывать...
Извините, sasasa, но логическую последовательность Ваших сообщений в этой теме я уже терял ранее, но теперь Вы меня окончательно ввели в ступор...
То Вы убеждали, что параллельного включения литевых банок не может быть в принципе, то пайка надежнее сварки, то обязательно сваривать... и т.д.:confused:

P.S.Старые элементы, конечно, я использую - в фонариках, например. Но моя проблема - поставить именно новые элементы в старый блок...
:) Как только берешь и меняешь пару, то режешь соединяющие пластины... Пайка - плохой заменитель... (хотя для мобильного или фотика - на восстановление 50% изначальной емкости может и пойдет ;)). Но значительно дешевле просто поставить туда новые, отобранные из коробки... а тут-то про сварку и призадумаетесь...

sasasa
29.08.2008, 12:42
Michael_home Вы Просто СИМУЛЯНТ и ПОДТАСОВЩИК! я реально варил элементы, но отказываюсь от каких либо дальнейших комментариев! прошу процитировать меня в том месте где я говорил что параллельное соединение не возможно. в случае если это произойдет, я извинюсь перед Вами. Поскольку Вы не различаете последовательное и параллельное соединение, ячитаю что объяснять вам что либо лишено смысла

Michael_home
29.08.2008, 13:21
Michael_home Вы Просто СИМУЛЯНТ и ПОДТАСОВЩИК! я реально варил элементы, но отказываюсь от каких либо дальнейших комментариев! прошу процитировать меня в том месте где я говорил что параллельное соединение не возможно. в случае если это произойдет, я извинюсь перед Вами. Поскольку Вы не различаете последовательное и параллельное соединение, ячитаю что объяснять вам что либо лишено смысла
...Поймите: вы заблуждаетесь, я уверен что в родном аккуме сделано иначе. если вы немного почитаете об условиях эксплуатации литий ионных батарей вы поймете что без раздельной зарядки каждого элемента безопасная эксплуатация невозможна. достаточно сказать что точность измерения ЭДС на клеммах каждого элемента отслеживается с точностью до единиц милливольт( 0,001v) эта точность недоступна измерительным приборам бытового уровня...
...но это никак не исключает всего того что я говорил, дело в том что скажем металлгидрид имеет функцию самовыравнивания, за счет того что полностью заряженный аккум. начинает интенсивно греться, в то время как его пара добирает заряд.
литиевые элементы этого не умеют, более того как перезаряд так и переразряд вызывают фатальные изменения свойств аккума. поэтому там все так сложно...
Увы такими цифрами не располагаю, да и врядли реально кто их озвучит. а вот если нужны рекомендации по технологии сварки, подсказать могу
...если решитесь на сварку новых опишу и установку и технологию, просто достаточно сложно все это описать, еще сложнее добиться хороших результатов(придется долго тренироваться на кошках, тоесть на дохлых аккумах)

Я от Вас не ждал извинений.

Так же я не нуждаюсь и в Ваших рекомендациях.

P.S.Мне так показалось, что именно Вы хотели что-то для себя выяснить в моем ответе Stalinу.

P.P.S. "Тренироваться на кошках" Вы действительно можете и без моего участия...

sasasa
29.08.2008, 17:31
Но моя проблема - поставить именно новые элементы в старый блок.
Я вам гарантирую фатальный исход! там все в разы сложнее

Фразы: недопустимо параллельное соединение банок во всех приведенных цитатах нет, следовательно НИЗАЧЁТ!
дискуссию считаю закрытой

Michael_home
29.08.2008, 18:17
Stalin, а снимок-то действительно интересным оказался...

Stalin
30.08.2008, 16:32
Stalin, а снимок-то действительно интересным оказался...
Михаил, я не совсем понял про что эта картинка. Может быть эта картинка адресована мне, а то я в полемику о сварке и пайке вступать не буду ибо совсем не знаю про это...

Но перечитал снова всю тему, и кажется уловил суть недопонимания друг друга в разговоре о параллельном/последовательном соединении.

Что пишет sasasa:
...простое последовательное соединение недопустимо вовсе ( имеется ввиду режим заряда )

Эта его фраза не означает, что для зарядки требуется только параллельное соединение.
Он имеет ввиду независимый заряд каждой банки.

Но реализовать его можно двумя способами:
1. Питать аккумулятор по трем проводам, т.е. подавать напряжение с отводом в средней точке.
2. Питать без средней точки но формировать не напряжение а зарядный ток независимо в каждой банке уже внутри батареи. Схема батареи может быть легко сделана так, что поступающее общее напряжение от зарядника по двум проводам "+" и "-" питает два независимых шим модулятора, а не один как в моей злосчастной батарее.

Sasasa, в свою очередь утверждает:

Я уверен что в родном аккуме сделано иначе. если вы немного почитаете об условиях эксплуатации литий ионных батарей вы поймете что без раздельной зарядки каждого элемента безопасная эксплуатация невозможна.

И опирается на эту статью:

читайте :http://www.powerinfo.ru/battery.php


Но, там же однозначно сказано следующее:

Требования к однородности аккумуляторов
Для продолжительной работоспособности батареи нужно обеспечить идентичность функционирования ее аккумуляторов, так как при последовательном соединении аккумуляторов с заметно отличающейся фактической емкостью в процессе заряда батареи будет иметь место регулярный перезаряд аккумуляторов с наименьшей емкостью и их переполюсование при разряде.
Для снижения вероятности такой ситуации на стадии сборки батареи необходим подбор однородных аккумуляторов по их начальным характеристикам.

И нигде не утверждается, что батареи просто обязаны заряжаться независимо.
Но независимый заряд каждой банки не потребовал бы даже этого подбора аккумуляторов, и использовал любой имеющийся в батарее по полной.
Но и это не приводит к однозначному утверждению, что фирменный аккумулятор делается с двумя независимыми шим модуляторами.
Скорее всего он точно так же делается на одном и заряжается обычным последовательным соединением, только возможно отбираются элементы более качественно чем у"акмеповер".
И даже у идеально отобранных банок со временем появится этот перекос в зарядном токе...

Stalin
30.08.2008, 16:51
Еще раз обращу внимание на схему батареи.
http://www.viewfinder.ru/forum/attachment.php?attachmentid=5329&stc=1&thumb=1&d=1215632728
Обратите внимание, средний вывод служит только для контроля общего напряжения зарядным устройством относительно плюсового вывода, в обход общего контура зарядного тока.
По такому же принципу строятся термо-датчики, применяемые в производственных установках, станках и т.д., имеющие длинные соединительные линии, где по двум проводам идет ток, а по третьему измеряется падение напряжения на датчике (терморезисторе).
Тоесть раздельный заряд в такой схеме можно реаальзовать только если в батарее установить две (а не одну как здесь) независимые ключевые схемы.

Michael_home
31.08.2008, 22:57
...Но перечитал снова всю тему, и кажется уловил суть недопонимания друг друга в разговоре о параллельном/последовательном соединении...
Спасибо. Но на мой взгляд это нечто другое, нежли простое недопонимание.:(
Михаил, я не совсем понял про что эта картинка. Может быть эта картинка адресована мне, а то я в полемику о сварке и пайке вступать не буду ибо совсем не знаю про это...
Просто я про проблему со сваркой Вам говорил ранее, а вот на этом рисунке хорошо видно (не встречал ранее), по какому пути пошли производители "обходя" теорию. Действительно, чем больше площадь контакта, тем больший сварочный ток/время сварки... Уменьшая площадь сварки - уменьшаем активное поперечное сечение контакта (проводника) - шина теряет свой смысл...
На этой фото четко видно, что в стальной никелированной пластине - штамповочное углубление - плоскостной контакт, а сварка - здесь выступает как элемент его крепления.
Видимо, поскольку с этой технологией можно стенки корпуса элементов делать более тонкими, даже промышленные сварочные аппараты у ремесленников начинают их прожигать...

Спасибо, sasasa, за продемонстрированное красивое решение производителя.

Stalin
01.09.2008, 00:28
Просто я про проблему со сваркой Вам говорил ранее.Понятно :), сорри упустил.
Действительно, чем больше площадь контакта, тем больший сварочный ток/время сварки... Уменьшая площадь сварки - уменьшаем активное поперечное сечение контакта (проводника) - шина теряет свой смысл...
На этой фото четко видно, что в стальной никелированной пластине - штамповочное углубление - плоскостной контакт, а сварка - здесь выступает как элемент его крепления.
Видимо, поскольку с этой технологией можно стенки корпуса элементов делать более тонкими, даже промышленные сварочные аппараты у ремесленников начинают их прожигать...

Так там вроде не углубление а дырка, мож просто чтобы при сварке пластина не изогнулась, а большое кол-во швов увеличивает не только площадь сечения контакта, а несет механическую прочность соединения.
Кстати в акмеповер эти платины вообще прихвачены только в одной/двух точках и пластины шин простые тонкие без штампованых дырок\углублений.

А вообще для самостоятельного ремонта пади можно обойтись обычным пружинным контактом?
Хотя опять же под воздействием приличного потребляемого тока, плохой контакт может разогревать аккумулятор, что действительно опасненько...

Michael_home
01.09.2008, 00:48
...Так там вроде не углубление а дырка, мож просто чтобы при сварке пластина не изогнулась, а большое кол-во швов увеличивает не только площадь сечения контакта, а несет механическую прочность соединения.
...
...А вообще для самостоятельного ремонта пади можно обойтись обычным пружинным контактом?
Видно, конечно, не ахти, но мне кажется, что именно штамповка, и по центру глубже, чем штамповка четырех "кругляшей" под точки сварки. Таким образом, за счет упругости стальной полосы, пружинный плоскостной контакт и обеспечивается...:)
...А технологичнее, получается, таки "болтовое" соединение...
;)

sasasa
01.09.2008, 01:53
Вроде как накал спора поутих? Michael_home с большим интересом читаю Ваши многочисленные ссылки на форуме, не переставая удивляться вашей памяти.
но увы, здесь вы не правы. я через пару дней(если надо?) могу выложить с высоким качеством фото.
дырка (это именно дырка) посредине выполяет двоякую функцию: при точечной сварке происходит деформация металла, что бы он не выгибался пузырем, оставлено пустое место.
второе и основное назначение дырки: туда в момент сварки прижимается электрод с низким сопротивлением и большой площадью(не уголек от батарейки, а скорее медный по размеру этой дыры). четыре мелких точки это в первую очередь увеличение в 4 раза площади контакта, и следовательно 4х кратное снижение переходного сопротивления, заварить один большой и не нагреть почти нереально.
далее: к тем местам где есть следы от сварки прижимаются электроды малого сечения, медные с твердосплавным наконечником ( типа вольфрама), на каждый электрод подается импульс тока прим. 100-300А длительностью несколько миллисекунд, происходит кратковременный локальный разогрев, который и приваривает пластинку.
никель как и сталь обладает плохой проводимостью, поэтому используется широкая шина, она гибкая и технологичная, и варить легко, медь хотя она была бы выгоднее в кач. шины не ипользуют потому что паять нельзя а варить сложно.
если не верите на слово: спросите у людей которые варят кузова автомобилей (на заводском конвеере) тамошняя технология один в один сходится с технологией сварки аккумов

ЗЫ: болтовое соединение неприменимо к бучным батареям

ЗЫЗЫ: по поводу отбора аккумов в группы: кроме емкости есть еще и другие параметры, да и подбор емкости так же обязателен, подбор осушествляется прежде всего с целью обеспечить макмимальное время использования батареи, и при раздельном заряде к процессу заряда имеет отношение постольку поскольку. я не стану вдаваться в подробности (боюсь спорить начнете) но подумайте над этим: даже классические аккумы (никель-кадмий, металлгидрид) даже на бытовом уровне все чаще заряжают многоканальными зарядными устройствами. почитайте отзывы тех кто свой выбор сделал в пользу интеллектуальных МНОГОКАНАЛЬНЫХ зарядников, они просто кипятком писают от восторга! и это при том что эти аккумы вполне прилично работали и при классической схеме заряда.
литиевые батареи являются самыми энергоемкими, и самыми легкими при этом. и они в силу своих особенностей по определению не могут быть использованы без умного контроллера заряда, который заботится о здоровье каждого элемента ИНДИВИДУАЛЬНО.

Stalin
01.09.2008, 12:04
подумайте над этим: даже классические аккумы (никель-кадмий, металлгидрид) даже на бытовом уровне все чаще заряжают многоканальными зарядными устройствами.Да да, это хороший аргумент в пользу независимой зарядки, мало того и производимтелю было бы выгоднее такой способ зарядки использовать ибо не пришлось бы осуществлять идеальный подбор банок.
Аргумент в пользу одноканального заряда может быть тиолько один. Эти батареи (BP-511) использовались насколько я знаю еще в 300Д, а возможно и в еще ранних камерах, когда наверно сделать даже двухканальное ЗУ было неоправдано дорого или громозко и поэтому не было предусмотрено в контактной группе.
Однако возможно, что с появлением модификаций самой батареи уже в нутри них многоканальность и реализовали. Но такой батарее способ восстановления службы описанный в первом посте уж точно не поможет, зато у ней собственный срок службы должен быть дольше раза в два.

sasasa
01.09.2008, 13:08
Эти батареи (BP-511) использовались насколько я знаю еще в 300Д
На литии умный заряд использовался всегда! никогда не задумывались: зачем там 4 контакта?


зато у ней собственный срок службы должен быть дольше раза в два

реально срок службы родной батареи иногда в 10 и даже более раз выше

Michael_home
01.09.2008, 18:59
...дырка (это именно дырка) посредине...
Дырка? Ну что ж, тогда просто спасибо за идею. Такую штамповку в домашних условиях все равно не так легко сделать.

ЗЫ: болтовое соединение неприменимо к бучным батареям...
Чем это, интересно, "бучные" от других литиевых элементов отличаются?
Или все на том же основании, что и паять нельзя?

P.S. Поживем, увидим.

Stalin, ну нет многоканальности в параллельно включенных элементах в буках... Да, раздельная зарядка по последовательной цепи (из трех пар элеменов) там есть. Но неравномерность по наглухо запараллеленными парам, про которую Вы и писали, никуда не девается... Хоть там и контроллер и память и I2C...

Stalin
01.09.2008, 20:16
На литии умный заряд использовался всегда! никогда не задумывались: зачем там 4 контакта?задумывался, особенно зачем четвертый :) но к однозначному мнению так и не пришел...

Stalin, ну нет многоканальности в параллельно включенных элементах в буках... Да, раздельная зарядка по последовательной цепи (из трех пар элеменов) там есть. Но неравномерность по наглухо запараллеленными парам, про которую Вы и писали, никуда не девается... Хоть там и контроллер и память и I2C...
О, тока хотел спросить про ноуты, знать мы где-то на верном пути :)

Michael_home
01.09.2008, 21:27
О, тока хотел спросить про ноуты, знать мы где-то на верном пути :)
Извините за качество - лень было, но проводочки видно.
Литиевые элементы - в моем блоке используются три последовательных группы по два параллельно сваренных.
Даташит - http://avalon.co.ua/downloads/datasheets/bq2060a.pdf

sasasa
01.09.2008, 22:12
три последовательных группы по два параллельно сваренных

Совершенно верно, нет необходимости в раздельном заряде параллельных, там только по внутр сопротивлению выбраковка идет и то очень приблизительная, а вот в последовательных цепях все по взрослому! иначе как только любая пара превысит напряжение в 4,20v можно бучную батарею провожать на вечный покой:). согласитесь ситуация вполне реальная как ни подбирай пары меж собой. повторюсь: у привычных типов аккумов при достижении полного заряда, напряжение достигает пика и тут же начинает падать, несмотря на то что заряд идет дальше. по этому показателю умные зарядки и отлавливают момент 100% заряда. у лития все иначе! напряжение тупо растет вверх до безобразия, но как только вревышен порог, все, баста! можно хоронить.
там иной метод определения полного заряда.
а болты непроканають! по той простой причине что это не стабильное соединение и те миллиомные переходные сопротивления по просадкам напряжения (при токе 5-10А) будут управляющий контроллер вводить в состояние ступора, он просто будет обрубать батарею досрочно, стоит ли овчинка выделки если новая батарея будет выключаться раньше чем отдаст всю емкость?

Michael_home
01.09.2008, 22:26
...это не стабильное соединение и те миллиомные переходные сопротивления по просадкам напряжения (при токе 5-10А)...
...реально срок службы родной батареи иногда в 10 и даже более раз выше
...правильно паяное соединение бывает до 20ти раз прочнее.
Как же Вы любите порядками "бросаться"...

Сказал же - поживем, увидим.

P.S. Stalin, Если так и дальше пойдет - разберу старый блок от Canon..., который сдох очень быстро, по сравнению с acmepower...

sasasa
01.09.2008, 22:56
разберу старый блок от Canon.

Результаты в студию плиз :), если надумаете рисовать схему, учтите что там может быть 3 - 4 слойная печать:eek:
а на счет порядков: про пайку,это выдержка из справочника по пайке кстати
насчет срока службы батареи: сам раньше грешил ремонтом сотовых, так что знаю что говорю, хотя брак может быть и в фирменном.
на счет миллиомов: похоже преувеличил малость, померил сейчас перемычку которую вы видели на фото, 1 миллиом всего! чесно сказать думал больше, вот и посчитайте какова должна быть долговременная стабильность болтового соединения что бы удержаться в этом порядке сопротивлений.
Возможно вам и кажется что я преувеличиваю, но цифры вещь упрямая :)

Stalin
02.09.2008, 00:57
Извините за качество - лень было, но проводочки видно.
Литиевые элементы - в моем блоке используются три последовательных группы по два параллельно сваренных.
Даташит - http://avalon.co.ua/downloads/datasheets/bq2060a.pdfСпасибо :).
Интересно, не знал, что параллельно батареи можно соединять :eek:...
Однако познавательно, прочел даташит.
Эта штука тоже не заряжает независимо каждую пару банок.
Она там меряет напряжение просто, и даже не коммутирует ток, а просто управляет процессом заряд\разряд для всей батареи, поддерживая зарядное напряжение для Li-ion на уровне 12600 мВ.
Кроме промежуточного точного контроля она этим парам банок тоже ничем не помогает кроме как повопить :) по шине данных, что значения напряжений на них превысили прошитые в ее ПЗУ. Для более кардинальных действий вроде отключения всей батареи и тем более каждой пары нужно еще какое-то внешнее ключевое устройство.

Совершенно верно, нет необходимости в раздельном заряде параллельных, там только по внутр сопротивлению выбраковка идет и то очень приблизительная, а вот в последовательных цепях все по взрослому! иначе как только любая пара превысит напряжение в 4,20v можно бучную батарею провожать на вечный покой. :)Похоже так и есть. :)

Если так и дальше пойдет - разберу старый блок от Canon..., который сдох очень быстро, по сравнению с acmepower...ага, было бы интересно :)
про свой акмеповер не могу сказать как он сдох, ибо он мне уже достался дохлым (не заряжался совсем), меры те просто немнога дали ему еще пожить в конвульсиях :)

померил сейчас перемычку которую вы видели на фото, 1 миллиом всего! чесно сказать думал больше, вот и посчитайте какова должна быть долговременная стабильность болтового соединения что бы удержаться в этом порядке сопротивлений.
Возможно вам и кажется что я преувеличиваю, но цифры вещь упрямая .Вообще измерительные резисторы общего тока имеют порядок от 0.02 до 0.1 Ом, но плохое соединение, тем более имеющее сопротивление того же порядка, по идее не должно сказываться на правильности работы всей батареи, потому что оно окажется вне цепи этих измерений, да еще в пзу той штуковины программируется фильтр какой-то, похоже от дребезга контактов...

Michael_home
02.09.2008, 11:44
...Для более кардинальных действий вроде отключения всей батареи и тем более каждой пары нужно еще какое-то внешнее ключевое устройство...
Так и есть. Ключики там стоят такие же как в мобильных. Я просто типовую схему включения контроллера показал, не всей платы...
...ага, было бы интересно :)...
Интересного мы там увидим едва-ли. Сравнивая внешний вид печатной платы с Вашей фотографией - я бы сказал, что это одна и та же плата...:)
Если руки сегодня дойдут до паяльника с фотоаппаратом, то вечером выложу. Предварительно могу сказать, что там тоже 2 чипа: S8232 и TPC8203, элементы от LG и приблизительно та же схема...
...если надумаете рисовать схему, учтите что там может быть 3 - 4 слойная печать:eek:
Господи, sasasa, что ж Вы нас все стращаете то? У меня даже в подписи - ну не фотограф я...
Где это Вы видели, что-то сложнее 2-х слойки в мобильных и фото-аккумуляторах? Назовите хотя бы один такой.
А по поводу МПП спрошу не как фотограф - Вы хоть раз в своей жизни держали в руках 16 (18) - слойную МПП?

...вот и посчитайте какова должна быть долговременная стабильность болтового соединения что бы удержаться в этом порядке сопротивлений.
Возможно вам и кажется что я преувеличиваю, но цифры вещь упрямая :)
Все давно подсчитано
... P.S. Достаточно вспомнить ПБУ - контур электрозаземления обязан быть выполнен именно сваркой (шина к электродам), а заземление - к этому контуру в доме - болтовым соединением - и ни слова про пайку, хоть и в температуре нет никаких ограничений!;)

Michael_home
02.09.2008, 12:33
Stalin, чтоб Вы до вечера не скучали.:rolleyes:
Полные даташиты здесь можете взять:
http://www.datasheetarchive.com/pdf-datasheets/Datasheets-5/DSA-91484.pdf
http://www.datasheetarchive.com/pdf-datasheets/Datasheets-pdf-15/544104.pdf

P.S.Собственно говоря, только сам контроллер (S8232) и интересен - ключики могут быть любыми
P.P.S. Так что вечером, вся моя работа сведется к проверке правильности нарисования Вами схемы и на предмет соответствия типовой в даташите.

Юрий.
02.09.2008, 12:52
померил сейчас перемычку которую вы видели на фото, 1 миллиом всего!
Ух ты... Каким прибором прибором измеряли?

Michael_home
02.09.2008, 13:06
Ух ты... Каким прибором измеряли?
:)

Юрий., а не пора ли на форуме открыть дополнительную ветку - "Уголок начинающего радиолюбителя"? ;)

Stalin
02.09.2008, 14:02
Ну вот, параллельно занимался тем же самым, но наконец-то тоже нашел даташит на контроллер s8232.
http://www.datasheetarchive.com/pdf-datasheets/Datasheets-30/DSA-597543.pdf
Как выяснилось, он тоже работает на цепь из двух последовательно соединенных аккумуляторов, и выдает общий сигнал на переключение заряд\разряд. Никакого независимого управления банками в нем не предусмотрено. Собственно я в этом и не сомневался.

Но sasasa нас тоже не зря настораживает, вычитал где-то тоже, что при нагреве литиевых аккумов до 60* хоть перенапряжением хоть нагревом паяльником не важно, в них начинается какая-то необратимая реакция после чего они отлично взрываются. :)

Michael_home
02.09.2008, 14:33
...вычитал где-то тоже, что при нагреве литиевых аккумов до 60* хоть перенапряжением хоть нагревом паяльником не важно, в них начинается какая-то необратимая реакция после чего они отлично взрываются. :)
OFF
А я еще думал, как это террористы пластид в мобильники ухитряются засунуть - свободного места-то нет? Оказывается, все просто - никаких ухищрений - просто оставляешь мобильник за ветровым стеклом летом в закрытой машине...:)

Юрий.
02.09.2008, 14:37
:)
Юрий., а не пора ли на форуме открыть дополнительную ветку - "Уголок начинающего радиолюбителя"? ;)
Михаил,
думаю - не стоит. Тут "некоторый народ" и так сильно разошелся пользуясь тем, что основное направление форума - фотография и большинство посетителей вообще не понимает о чем в этой ветке речь. Ну, зато можно выглядеть умным среди фотографов:), хотя, на радиотехническом форуме за некоторые "умные" изречения из этой ветки, могли-бы и "по голове настучать". А тут все проходит :(

Stalin
02.09.2008, 14:47
Да уж, теже мысли посещали, а нафантазировали мы тут немало! :)

Michael_home
02.09.2008, 15:01
Михаил,
думаю - не стоит...
Ну, все же эта ветка не напрасна - её стоило пройти хотя бы ради того, чтобы фотографам не морочили голову, говоря с придыханием в голосе, что родные аккумуляторы от Канон устроены на порядок сложнее и служат на порядок дОльше...

P.S. И ведь давно тянулся вопрос... http://www.viewfinder.ru/forum/showthread.php?p=135048#post135048 , а мой китаец все не дохнет и не дохнет. Хорошо, что у Stalinа такой оказался, дождался таки мой старый от "К" своего часа вскрытия...

Stalin
02.09.2008, 15:51
Ну, все же эта ветка не напрасна - её стоило пройти хотя бы ради того, чтобы фотографам не морочили голову, говоря с придыханием в голосе, что родные аккумуляторы от Канон устроены на порядок сложнее и служат на порядок дОльше...


+1 :)

Юрий.
02.09.2008, 16:42
Ну, все же эта ветка не напрасна - её стоило пройти хотя бы ради того, чтобы фотографам не морочили голову, говоря с придыханием в голосе, что родные аккумуляторы от Канон устроены на порядок сложнее и служат на порядок дОльше...
Да, Михаил, тут Вы правы ;)

Michael_home
02.09.2008, 17:44
OFF.
Юрий., частично, плоскостной контакт, я уже реализовывал, кажется, в motorola T181, но продолжаю обдумывать - здесь у меня нет ограничений по свободному месту, а комбинация - ну нравится мне эта идейка...:)
P.S. Когда блок окончательно сдохнет и будет восстанавливаться (вероятность этого события все-же велика, так как к этому буку у меня очень много "примочек" - от съемных винтов до внешних адаптеров) - отпишусь.
Продают здесь http://www.gpbatteries.ru/products/accum/prom/lioncilindr.shtml , могут и отобрать и сварить.
Конечно, я не исключаю и такой вариант развития событий, кажется ссылочка эта - http://www.li-ion.ru/ (они же и элементы отдельно продавали и варили), но менее интересно.;)

sasasa
02.09.2008, 19:31
Господа, Вы меня Достали! вместо того чтобы разобраться вы сошлись на том чтобы выставить меня фантазером, чтож воля ваша! я тоже всегда рад посмеяться, в том числе и над вашими даташитами 98года:D.
Итак по порядку: вырезка из Российского журнала:
http://photofile.ru/photo/ksansan/3617015/xlarge/79972174.jpg
Рекомендую обратить внимание на слова: ассиметрия напряжения элементов. теперь далее, выдержка из статьи :
http://photofile.ru/photo/ksansan/3617015/xlarge/79972180.jpg
http://photofile.ru/photo/ksansan/3617015/xlarge/79972188.jpg

теперь Персонально для Michael_home картинка с форума:
http://photofile.ru/photo/ksansan/3617015/xlarge/79972332.jpg
теперь ответ Юрию, вы спрашивали чем я мерю? отвечаю, вот этим:





http://photofile.ru/photo/ksansan/3617015/xlarge/79972358.jpg
Четыре знака после запятой позволяют мне бросаться заявлениями об одном миллиоме, кроме того предусмотрена компенсация сопротивления измерительных щупов. Я сегодня перечитал всю ветку и пришел к выводу, что вы пожалуй правы: не стоит в фотофоруме открывать страничку начинающего радиолюбителя, тем более что на школьных уроках физики вы похоже пиво пили. Засим откланиваюсь.
С Уважением к двоечникам, искренне ваш, Александр.
:)

Michael_home
02.09.2008, 19:35
Извините вторично за качество (столика для пересъемки давно уже нет в наличии) Мир-1 с лампой дневного света, но видно, на мой взгляд, так, что еще и разрисовывать схему по печати мне просто лениво.

Michael_home
02.09.2008, 19:52
...теперь Персонально для Michael_home картинка с форума...
Спасибо, конечно, но на заборе я иногда и бОлее интересные вещи читаю. А претензии по параллельному соединению (свариванию) - пожалуйста к американской фирме "Gateway"...

P.S. Вы так и не ответили - Вы когда-нибудь держали в руках 16-слойные МПП?:) Или приведете дополнительные цитаты с форумов, что такого быть не может, поскольку фирма Texas Instruments только 4-х слойки выпускает?;)

sasasa
02.09.2008, 20:16
Michael_home, Вы бесподобны в своем упрямстве! я ведь ушел от спора именно потому что давно заподозрил: вы похоже только дрянь всякую на заборах и читаете, я ведь не просто скрин выложил. там описываются постулаты ЗАКОНА ОМА, или вы и с ним спорить станете?:D
на вопрос отвечу: нет не держал, возможно они и есть, но спрашивается: на кой черт? только в стране Советов могли такую дрянь сделать, ибо: дорого, не технологично, не надежно при деформациях, и тяжело по весу

Michael_home
02.09.2008, 20:43
Michael_home, Вы бесподобны в своем упрямстве! я ведь ушел от спора именно потому что давно заподозрил: вы похоже только дрянь всякую на заборах и читаете, я ведь не просто скрин выложил. там описываются постулаты ЗАКОНА ОМА, или вы и с ним спорить станете?:D
Я уже давно Вам сказал, что от ВАС я извинений не жду.
Что касается приведенного Вами "скрина" - я рад, что Вы читаете данную мной ссылку, жаль только, что суть от Вас пока ускользает...

sasasa
02.09.2008, 20:56
Я уже давно Вам сказал, что от ВАС я извинений не жду

Вот и славно! я от Вас тоже ничего более не жду, каждый из нас имеет право на собственное мнение.
на этом пожалуй и раскланяемся

Michael_home
02.09.2008, 21:12
Вот и славно! я от Вас тоже ничего более не жду, каждый из нас имеет право на собственное мнение.
на этом пожалуй и раскланяемся
Вы все обещаете и обещаете...(с) неприличный анекдот:rolleyes:
...далее расшаркиваюсь, считаю для себя тему закрытой. баста!:)
...дискуссию считаю закрытой
;)
скрин по следующей ссылочке http://avalon.co.ua/batteries/viewtopic.php?t=1232&postdays=0&postorder=asc&start=15

Вот еще ссылочка http://rybzavod.com.ua/forum/viewtopic.php?p=216#216

Юрий.
02.09.2008, 22:33
теперь ответ Юрию, вы спрашивали чем я мерю? отвечаю, вот этим:
Четыре знака после запятой позволяют мне бросаться заявлениями об одном миллиоме, кроме того предусмотрена компенсация сопротивления измерительных щупов.
Гы-гы...
Вы хвастаетесь прибором VOAC-7411? Очень печально, что Вы вводите в заблуждение посетителей форума. Четыре знака (да хоть и десять) после запятой не являются мерилом точности и диапазона измерений прибора. Компенсация сопротивления измерительных щупов при измерении одного миллиома - полный абсурд. На снимке, такие китайские щупы имеют сопротивление примерно еденицы ом и при измерении одного миллиома будет иметь место даже температурный дрейф! Качество таких сварных соединений контролируют цифровым мостом, со специальными клещами-зажимом. Мало того, при измерении необходимо установить (мост должен это допускать) почти номинальный ток, протекающий через сварное соединение, ибо при измерении Вашим ширпотребом на микроамперах, сопротивление сварного контакта будет сильно отличаться от того, когда батарея будет нагружена током в амперы.
Вам двойка по физике и подарок - в приложенном файле ТТД VOAC-7411, читайте...

Я сегодня перечитал всю ветку и пришел к выводу, что вы пожалуй правы: не стоит в фотофоруме открывать страничку начинающего радиолюбителя, тем более что на школьных уроках физики вы похоже пиво пили. Засим откланиваюсь.
С Уважением к двоечникам, искренне ваш, Александр.
:)
Ага, на уроках физики я пиво не пил, ибо в те времена это было из ряда вон, да и ceкcа тогда в СССР не было. А вот НЮ на уроках снимал - молодая училка по физике, подползали с дружбаном незаметно к учительскому столу и... от пола, не глядя в видоискатель, отцовским Зенитом... ;)

Stalin
03.09.2008, 01:35
Извините вторично за качество (столика для пересъемки давно уже нет в наличии) Мир-1 с лампой дневного света, но видно, на мой взгляд, так, что еще и разрисовывать схему по печати мне просто лениво.
Пасиб, Михаил, снимки хорошие, по ним все понятно, плата один в один. И схему снимать не надо, хоть в моей и есть ошибки, но для сути и того хватит, а перерисовывать тоже не вижу особой необходимости...

Вот еще ссылочка http://rybzavod.com.ua/forum/viewtopic.php?p=216#216там написано:
Все элементы должны быть новыми, одинакового типа и выравнены по напряжению. Для выравнивания их следует соединить параллельно (все, что будут ставиться в батарею вместе, а не отдельно по группам) и оставить на ночь или хотя бы на 2-3 часа. После этого их можно рассоединить и (не заряжая и не разряжая отдельных групп или элементов) собрать в блок необходимой кон***урации.
Но не совсем понял, не означает ли это, что таким образом можно подравнять элементы и в нашем случае?

Господа, Вы меня Достали! вместо того чтобы разобраться вы сошлись на том чтобы выставить...
Рекомендую обратить внимание на слова: ассиметрия напряжения элементов...
Саша, никто не хотел Вас никем выставлять. Вы ведь сами, начав выражать сомнения насчет последовательной зарядки суть которых вполне справедлива, дали ход импульсивной реакции на попытку мягкого этому мнению опровержения...
Однако сейчас, когда уже достаточно все определилось, в чем суть несогласий уже не совсем понятно.

Stalin
03.09.2008, 02:16
ОФФ
Гы-гы
... ceкcа тогда в СССР не было. А вот НЮ на уроках снимал - молодая училка по физике, подползали с дружбаном незаметно к учительскому столу и... от пола, не глядя в видоискатель, отцовским Зенитом... ;)
Ай я яй. Как нехарашо. :)
А вот мы с молодой училкой по физике хотели измерить ток в сети ~220В. Напряжение-то написано, а какой ток нам никто не сказал! Вот и приготовили Ц-шки в режиме измерения тока.
Только нам гадкая старуха лаборантка не позволила, заподозрила что-то, говорит - так никто до вас не делал и вам не дам. :mad:
Вот и небыло cекса в СССР.

Michael_home
03.09.2008, 08:19
Пасиб, Михаил, снимки хорошие, по ним все понятно, плата один в один. И схему снимать не надо, хоть в моей и есть ошибки, но для сути и того хватит, а перерисовывать тоже не вижу особой необходимости...
Не за что, только истины ради...:)

Но не совсем понял, не означает ли это, что таким образом можно подравнять элементы и в нашем случае?
Так в том и дело, что подбор элементов по характеристикам одинаков, что для последовательного, что для параллельного соединения...
Намекал Вам ранее:
... ну нет многоканальности в параллельно включенных элементах в буках... Да, раздельная зарядка по последовательной цепи (из трех пар элеменов) там есть. Но неравномерность по наглухо запараллеленными парам, про которую Вы и писали, никуда не девается...
Да, выравнивание таким образом и происходит, и литиевый элемент на это способен. Но. При любой комбинации последовательно-параллельной цепи достаточно всего одного "сдохшего" элемента, чтобы вспомнить Юрия Деточкина.
Именно поэтому и выравнивают новые элементы из одной коробки, объединяя их параллельно ВСЕ устанавливаемые в блок, независимо от того в параллельной или последовательной цепи они будут установлены.
Саша, никто не хотел Вас никем выставлять....в чем суть несогласий уже не совсем понятно.
...Но на мой взгляд это нечто другое, нежли простое недопонимание.:(
Я так же стараюсь избегать давать свои оценки, даже в таких, запущенных случаях. Поэтому прокомментирую следующую фразу:
на вопрос отвечу: нет не держал, возможно они и есть, но спрашивается: на кой черт? только в стране Советов могли такую дрянь сделать, ибо: дорого, не технологично, не надежно при деформациях, и тяжело по весу
Человека, который оценивает вещь, ничего о ней не зная и при этом не любит свою Родину, не нужно вообще слушать...
Здесь же ситуация еще хуже. Молодой дилетант от радиотехники с умным видом еще и поучать пытается...:(
P.S. Надеюсь, в фотографии у него дело обстоит иначе...

Stalin
13.10.2008, 20:28
Поднимаю тему снова!
Подозреваю, что ранее сделанный вывод о безвозвратной кончине восстановленной батареи был преждевременен...

Примерно два месяца я ею не пользовался, но в последнее время иногда стал замечать, что при установке хорошей родной батареи в зарядное устройство иногда происходит быстрая зарядка "на глазах".
Но родная кэноновская батарея новая и отснято ею всего 6000...7000 кадров.
А стоит её вытащить и снова вставить в зарадку и она начинает нормально заряжается (т.е. как положено долго).
Поэтому кроме плохого контакта и подозревать-то нечего.

Всвязи с этим подозрением решил проверить это и на "сдохшей" батарее.
То же самое! Сначала - быстрый заряд...
Но когда вставил снова, хорошо ею надавив на пружинные контакты зарядника, как и она стала прекрасно заряжаться.

Теперь гадаю, либо тогда я наткнувшись на подобное, не мог её нормально зарядить (горе луковое), либо просто она полежав сейчас дала зарядиться...
В данный момент она уже у меня зарядилась, и напряжения на банках составляют:
на одной - 3.82 без нагрузки и 3.7 под нагрузкой 6,3 Ома;
на другой - 4.04 без нагрузки и 3.65 под нагрузкой.
Это гораздо лучше чем то, что я наблюдал на них два месяца назад...

Сейчас снова подразряжу немного вторую банку, и заряжу батарею снова.
Буду ее дальше эксплуатировать, а время покажет...

Stalin
13.10.2008, 23:15
Ну вот..

Разрядил вторую банку, теперь:
на одной - 3.83В без нагрузки и 3.70В с нагрузкой 6,3 Ома;
на другой - 3.80В без нагрузки и 3.52В с нагрузкой.

Во время зарядки в начальный момент напряжение подскочили:
на первой до 3,95 В;
на второй до 4,2В В;
при зарядке общее напряжение на самих двух банках дольше всего держалось на уровне 7,96...8,00 В.

В конце зарядки напряжения на банках составили:
на одной - 3.89В без нагрузки и 3.74В с нагрузкой 6,3 Ома;
на другой - 3.92В без нагрузки и 3.67В с нагрузкой.

Под нагрузкой напряжения обеих банок возросли но пока мало.
Поэтому я снова разрядил вторую банку до 3,78В без нагрузки и 3,55В под нагрузкой и поставил снова на зарядку.

Теперь напряжения следующие:
на одной - 4.06В без нагрузки и 3.92В с нагрузкой 6,3 Ома;
на другой - 3.98В без нагрузки и 3.72В с нагрузкой.

Смысл всей этой процедуры - дать лучше зарядиться хорошей банке, той у которой внутреннее сопротивление меньше (у которой под нагрузкой меньше падение напряжения).

По ходу дела выявился явный косяк с контактом выводов внутри моего зарядника. Вскрывать пока не хочу, но засовываю батарею теперь хорошо надавив на эти пружины. Если так будет продолжаться вскрою и его. А батарея думаю послужит еще...
Вот такие дела.

Michael_home
14.10.2008, 16:08
...По ходу дела выявился явный косяк с контактом выводов внутри моего зарядника...
"радиотехника - наука о контактах. Все неисправности в ней сводятся, по большому счету, к двум - нет контакта, там где он должен быть или есть, там где его не должно быть..." (с) народный юмор :D

А насчет "послужит еще" - да, и срок "жизни" - определится второй банкой...:(

Stalin
14.10.2008, 20:50
"радиотехника - наука о контактах. Все неисправности в ней сводятся, по большому счету, к двум - нет контакта, там где он должен быть или есть, там где его не должно быть..." (с) народный юмор :D

А насчет "послужит еще" - да, и срок "жизни" - определится второй банкой...:(:)
Радиолюбитель рвёт на себе волосы около выпавшего из рук радиоприемника. Проходящая мимо бабка, участливо:
- Что сынок, антенна испортилась?
- Да не испортилась она! Не испортилась!! Ей капец!!!

:) Вобщем с батарейкой так и есть. Толку уже мало заряд второй аккум нагрузку уже почти не держит. ))) ))) Деточкин был прав - не жизнь! Пора с ней закругляться, чет вчера прорвало, надеялся на чудо...
Оставлю на запас, мож научимся сваривать элементы к тому времени. :)

XBOCT
14.11.2008, 12:04
ЗЫ: вы верно не знаете, пайка как раз НАДЕЖНЕЕ сварки, ... паяное соединение бывает до 20ти раз прочнее.


Опаньки, простите и где Вы об этом узнали. Т.е. Вы предлагаете всё сварку во всех отраслях заменить пайкой….

Прочность, правильно сделанного сварного шва равноценна основному металлу.

pokrovgiya
14.11.2008, 16:55
Если Ваша Li-ion батарея камеры стала мало держать заряд и слишком быстро заряжаться, не торопитесь ее выбрасывать, а скорее беритесь за нож и паяльник...

Такие батареи как BP-511, BP-511А, NB-2L и т.п., имеющие два аккумулятора в своем составе можно неплохо восстановить.

Причина снижения ресурса батарей с такими симтомами связана с постепенно накапливающейся разницей уровня заряженности каждого аккумулятора батареи.
Постепенно один из аккумуляторов оказывается перезаряженным и под нагрузкой второй быстро растрачивает свой заряд...
Батареи не имеют промежуточного отвода для того, чтобы "умное" зарядное устройство могло зарядить их по отдельности, а дополнительные выводы (В и D) служат только для контроля уровня общего напряжения. Поэтому без вскрытия ничего не сделать...

Защелки крышки корпуса находятся вдоль длинной стороны. Вскрываем.
Две аккумуляторные банки припаяны к плате, на которой находятся два чипа, один служит дифференциальным переключателем для второго чипа - силового ключа врезанного в минус батареи.

Но вмешательства в схему и отключение платы не требуется, и отпаивать ее от аккумуляторов не нужно, разве что подпаять для удобства проводки...
Померьте напряжение непосредственно на каждом аккумуляторе под нагрузкой (10 Ом 2Вт) и без.
Аккумулятор выдающий большее напряжение нужно разрядить тем же сопротивлением, до тех пор когда уровни напряжения обоих аккумуляторов сравняются. Может потребоваться до 3-х часов в зависимости от степени перекоса...
Старайтесь не допускать разряда аккумуляторов ниже 3 Вольт тем более если второй не имел напряжения ниже...

Не собирая батарею поставьте ее на зарядку.
Теперь она должна заряжаться как положено долго изза того, что разряженная батарея начнет заряд вместе с выравненной...

В идеале для батареи 7.4 В каждый заряженный аккумулятор должен выдавать напряжение около 4.0...4.1 В, а под нагрузкой в 10 Ом просадка напряжения должна составить не более 0.05В...

Если перекос остался повторите процедуру и наслаждайтесь результатом. :)


Это у Вас не получится по одно простой причине, а именно, один из элементов, не просто разрядился, а просто вышел из строя - по "возрасту". Лучше, такие экспериментировать не ставить на дорогих камерах. Химия есть химия.